Свойства присущие орнаментальной росписи гжель: – исключительно ручная работа; – неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя); – узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов; – цветовые переходы отличаются резкостью; – выдерживание строгой последовательности оттенков; – предмет и его декор составляют цельную композицию; – элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров. Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный: – фоновый цвет фарфора – белый; – разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко синего; – темный кобальтовый; – белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции; – золотой или платиновый декор. Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от: – направлений наносимых линий; – положения кисти при рисовании; – длины ворса применяемого инструмента. Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов: Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Комментариев нет:
Отправить комментарий