суббота, 17 февраля 2024 г.

Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.


 

Старшие дошкольники продолжают знакомство с русскими промыслами. В детях закладывается уважение к ручному труду, народному искусству. Программа по декоративному рисованию в подготовительной группе включает занятия по освоению техник:

  • гжель,
  • хохлома,
  • городецкая роспись,
  • жостовские композиции,
  • узоры дымковских игрушек.

Россия — многонациональное государство. На территории нашей страны проживает более 100 народов. В ДОУ различных областей и республик проводятся занятия по ознакомлению с национальными орнаментами и образцами декоративно-прикладного искусства малой родины:

  • татарский сапожок,
  • петриковская роспись (казачий промысел),
  • сибирский ковёр,
  • чувашский орнамент,
  • казахская тюбетейка,
  • узоры на украинском костюме,
  • тувинский орнамент и другие темы.

Цель занятий по декоративному рисованию в подготовительной группе — научить детей создавать растительную композицию в народном стиле, украшать национальным орнаментом различные формы и предметы. Цветовые сочетания дымковской, городецкой, гжельской росписи и хохломы знакомы детям с прошлых лет обучения. Теперь им предстоит детально прорабатывать узоры: обозначать серединки ягод, штриховать цветочную сердцевину, рисовать прожилки у листьев.

В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.

Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. . На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Позже стали делать и детскую мебель.    

 

 

 

Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

 

«Золотая Хохлома».

Цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый. Основной элемент узора: «травка» Элементы: листья, цветы, ягоды

 

Хохлома. Хохломская роспись.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминиевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота.

Узор листочки - стебельки и листики.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

 






Комментариев нет:

Отправить комментарий