Формирование навыка чтения – это сложный процесс,
овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и
у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка,
начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она
состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по
отношению друг к другу.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех
других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести
оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что
отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении
одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка
пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа
буквы будет затруднено.
Для этого можно выполнить следующие задания:
1. Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.
2. «Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву.
3. «Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.
4. «Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы.
5. Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву).
6. Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом.7. Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы.
8. Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы
9. Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…)
10. Предлагаем дорисовать букву до картинки.
11. Рисуем букву в коробке с песком, с манкой.
12. Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…).
13. Выкладываем букву по образцу из разного материала.
14. Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.
15. Узнаем на ощупь букву.
16. Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А.
17. Находим букву (например Б) из ряда других букв и обводим в кружок.
18. Находим букву (например К) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать.
19. Находим все буквы (например Г) выполненные разными шрифтами.
20. А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, У– подчеркнуть.
21. Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе.
22. Обвести букву по трафарету, по шаблону.
23. Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах.
24. Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях.
25. Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга.
26. Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква).
27. Составить разрезную картинку с изображением буквы.
28. Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(ИУИУИУИУ, аАаАаАаАаА).
29. Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала.
30. Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек).
31. Дорисовать недостающие элементы у буквы.
32. Изобразить букву пальцами, телом.
33. Вышивать букву.
34. Лепить букву из пластилина, соленого теста.
35. Находить спрятавшуюся букву на картинке.
Все задания направлены на то, чтобы
привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему
усвоить их правильное написание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий